Рабиндрана́т Таго́р — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии. Он стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе. Переводы его поэзии рассматривались как духовная литература и вместе с его харизматичностью, создали образ Тагора-пророка на Западе.
Тагор начал писать стихи в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет он написал первые новеллы и драмы, опубликовал свои поэтические пробы под псевдонимом Солнечный Лев. Получив воспитание, пропитанное гуманизмом и любовью к родине, Тагор выступал за независимость Индии. Им были организованы Университет Вишва Бхарати и Институт реконструкции сельского хозяйства. Стихи Тагора сегодня являются гимнами Индии и Бангладеш.
Творчество Рабиндраната Тагора включает в себя лирические произведения, эссе и романы на политические и социальные темы. Наиболее известные его произведения — «Гитанджали», «Го́ра» и «Дом и мир» — являются примерами лиризма, разговорного стиля, натурализма и созерцательности в литературе.
Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией.
Когда сердца полны любви и бьются лишь от встречи до разлуки, достаточно и легкого намека, чтобы понять друг друга.
У меня есть звезды на небе… но я так тоскую по маленькой лампе, не зажженной у меня в доме.
Мужчина — тайна для женщины, а женщина — для мужчины. Если бы этого не было, то это значило бы, что природа напрасно затратила силы, отделив их друг от друга.
Вы не сможете пересечь море, просто стоя и вглядываясь в воду. Не тратьте время на напрасные желания.
Всеми мерами стараются удержать меня в своих руках те, что любят меня в этом мире.
Но не такова твоя любовь – она сильнее их любви, но оставляет мне свободу.
Если ты не видишь солнце, не плачь — из-за слез ты не увидишь звезд.
(Плача ночью по солнцу, не замечаешь звёзд.)
«Я потерял мою росинку», — жалуется цветок утреннему небу, потерявшему все свои звезды…
Ты — большая капля росы под листом лотоса, а я — маленькая капелька на его верхней стороне, — сказала Росинка Озеру.
Закройте дверь перед всеми ошибками, — и истина не сможет войти.
(Перед ошибками захлопываем дверь, в смятеньи истина: «Как я войду теперь?»)
Человек уходит в шум толпы, чтобы утопить в нем свой собственный вопль о молчании.