Давид Эмиль Дюркгейм — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа. Наряду с Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.
Целостность и связность обществ в условиях модерна, лишённого традиционных и религиозных связей, представляли главный исследовательский интерес Дюркгейма. Первый крупный труд социолога, «О разделении общественного труда», увидел свет в 1893 году, а через два года он опубликовал свои «Правила социологического метода». Тогда же он стал первым профессором социологии первого во Франции социологического факультета. В 1897 году он представил монографию «Суицид», где провёл сравнительный анализ статистики самоубийств в католических и протестантских обществах. Данная работа, положившая начало современным социальным исследованиям, позволила окончательно отделить социологию от психологии и политической философии. В 1898 году Дюркгейм учредил журнал L’Année Sociologique. Наконец, в книге 1912 года «Элементарные формы религиозной жизни» Дюркгейм представил свою теорию религии, основанную на сопоставлении общественной и культурной жизни аборигенов и современников.
Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, — это сила группы.
Избыток идеализма и моральной возвышенности часто приводит к тому, что человек не имеет склонности исполнять свои повседневные обязанности.
Как бы богато мы ни были одарены, нам постоянно не хватает чего-нибудь, и лучшие из нас чувствуют свое несовершенство.
Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются.
Мужество так же необходимо рудокопу, аэронавту, медику, инженеру, как и солдату.
Невозможно, чтобы люди жили вместе, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении.
Склонность к наблюдению может из человека одинаково сделать романиста, драматурга, химика, натуралиста, социолога.
Сознание — плохой судья того, что происходит в глубине бытия, потому что оно туда не проникает.
Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами.
- 1
- 2