— Сегодня мы потеряли пять гвардейцев!
— Сколько было мушкетеров?
— Трое.
— А стало?
— Четверо.
— Странный результат. Наверное, я ничего не смыслю в арифметике.
— Ваше имя, мсье?
— К чему оно вам, сударь?
— Чтоб знать, кого помянуть!
Найди их, Лариса! И скажи, что я застрелю того, кто останется в живых!
Что с умовой точки дуэль представляет очевидный абсурд в благоустроенном государстве, особенно в таком, где по преимуществу смертная казнь упразднена, кажется, не требует пространственных доказательств. Нелогично предоставлять индивидууму право жизни и смерти над себе подобным там, где от этого права отказалась сама государственная власть. Нелогично предоставлять его даже и там, где она от него не отказалась, ибо в смертной казни по суду мотив личный отсутствует… Наконец, нелогично и вообще при каких бы то ни было порядках, кроме, разумеется, первобытно-дикого состояния, признавать за человеком право быть судьей в своем собственном деле.
— Трое на одного — это, по-вашему, честно?
— Мы не собирались его убивать.
— Вот как?
— В следующий раз предупреждать надо.
— А я вот не понимаю, Фёдор Иванович! Фёдор Иванович, а не слишком ли безнаказанно вы сегодня фраппируете общество?
— А вы что хотите меня на дуэль вызвать? Ничего у вас не выйдет. Я дуэлей не признаю! Я ведь мужик наполовину. У меня мать из дворовых. Так что оглоблей действовать предпочитаю.
— Ну кажется, всё готово. Налей-ка мне, Коля, кофе. Должно быть, я не буду нынче спать…
— Ну ты, я надеюсь, поедешь с нами?
— Нет, нет, нет, боже меня сохрани, я и так замучился. Вместо меня доктор Устимович поедет. Я поговорю с ним.
— А ты не волнуйся. Дуэль ничем не кончится. Лаевский великодушно в воздух выстрелит, он иначе не может. А я? Попадать под суд из-за Лаевского? Терять время? Не стоит игра свеч. Кстати, какая ответственность полагается за дуэль?
— Арест!
— Ну вот видишь!
— А в случае смерти противника — заключение в крепости до трёх лет.
— Каков храбрец, с зонтиком против меча!
— Ничего, я тебе покажу, чему меня учили в фехтовании!
— Насмешил!.. [после нескольких ударов и блоков]… Впечатляет.
— Я тебе покажу, что в фехтовании сила не главное! [выбивает меч из лап Гретеля]…
Слова… Слова – алмаз вини,
Мов зачаїлися в думках
На мить вони.
І от дуель, і от фінал,
Там, де навколо Колізей,
Звучить метал.
Слова… Слова — алмаз вини,
В мыслях притаились
На миг они.
И вот дуэль, и вот финал,
Там, где вокруг Колизей,
Звучит металл.
Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками, они прежде всего обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. На обязанности секундантов лежало изыскивать все возможности, не нанося ущерба интересам чести и особенно следя за соблюдением прав своего доверителя, для мирного решения конфликта. Даже на поле боя секунданты обязаны предпринять последнюю попытку к примирению.
Дуэль подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала. Только пунктуальное следование установленному порядку отличало поединок от убийства.
Ежели случится, что двое на назначенное место выйдут, и один против другого шпаги обнажат, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлен или умерщвлен не будет, без всякой милости, такоже и секундатов или свидетелей, на которых докажут, смертно казнить и оных пожитки отписать.
Оскорбленный может квалифицировать оскорбление как смертельное, требующее для своего снятия гибели одного из участников ссоры. Существенно, что оценка меры оскорбления — незначительное, кровное или смертельное — соотносилось с оценкой со стороны окружающей социальной среды.
Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского дворянского общества.
Дуэль — поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.