Михаил Иванович Драгомиров

Михаи́л Ива́нович Драгоми́ров — крупнейший военный теоретик Российской империи 2-й половины XIX века, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, киевский, подольский и волынский генерал-губернатор. Один из ведущих военных педагогов своего времени, Драгомиров возглавил в 1878 году Академию Генштаба.

Дата рождения:
20.11.1830
Дата смерти:
28.10.1905

Офицер должен быть смирен и безобиден, как овечка, но малейшее посягательство на оскорбление его действием, должно вызывать с его стороны возмездие оружием. Мгновенное, рефлекторное!

1
0
1

Теория военного искусства не претендует создавать Наполеонов, но она дает знание свойств войск и местности. Она указывает модели, образцы, осуществленные в области войны и, благодаря этому, выравнивает путь тем, кого природа наградила воинскими способностями.

1
0
1

Чему и как учить войска.
1) Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное; всякое отступление от этой нормы вредно,
2) Учить солдат боевому делу должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всякого отдела образования.
3) Учить преимущественно примером.

1
0
1

Если такую главную роль играет нравственная упругость в военном человеке, то само собой разумеется, что все внимание при мирном образовании войск должно быть устремлено на развитие ее.

1
0
1

По Драгомирову, офицер-начальник каждого ранга должен удовлетворять следующим условиям:
1) общее знание теории военного дела и, в частности, подробное знание теории и техники, относящейся к тому роду войск, в котором служит;
2) преданность Государю и родине до самоотвержения, дисциплина, вера в нерушимость (святость) приказания, храбрость, решимость безропотно переносить все тягости службы, чувство взаимной выручки;
3) способность ориентироваться в окружающей обстановке;
4) решимость принимать на себя ответственность за свои действия и распоряжения в тех случаях, когда обстоятельства не позволяют ожидать распоряжения свыше;
5) частный почин;
6) привычка представлять себе цель каждого действия;
7) уверенность в необходимости служить делу, а не лицам. Общей, а не собственной пользе.

1
0
1

Занятия должно вести так, чтобы сообщить и солдату и начальнику знание того, что придется исполнить в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не заставали их врасплох.

1
0
1

Суворовская «Наука побеждать» оставалась непонятой целых шестьдесят лет и была просто забыта. Я ее разъяснил, да еще, благодаря Суворову, открыл то, что до сих пор остается, к несчастью, непостижимым для большинства военных.

1
0
1

Условия, необходимые для обучения:
1) обращать постоянное внимание, чтобы в занятиях с солдатом не терять ни минуты даром, но даже и на какие-либо упражнения, прямо не отвечающие его назначению;
2) расстаться с верою в силу писанных инструкция, не поддержанных личным указанием и настоянием;
3) подумать о том, чтобы методы преподавания были соображены с характером предметов и свойствами нашего рекрута.

1
0
1

Почему плохо приживается новое? Все это явления старые и совершенно естественные; всякий занимается охотнее тем, что он знает. И всякий считает более важным то, что знает, так уж человек устроен.

1
0
1

Что требуется от солдата в бою. Первые два пункта определяют воспитание солдата; последние три — его образование.
1) Чувство долга, доведенное до самоотвержения, или готовность пожертвовать собою для выручки товарищей, неустрашимость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы.
2) Способность выносить тягости и лишения военного времени безропотно и без быстрого истощения сил.
3) Искусное действие своим оружием. 4) Уменье согласовать свои движения и действия с товарищами.
5) Ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и уменье пользоваться ими для собственного укрытия от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь однакож возможности его видеть и стрелять по нем.

1
0
1