Ты тоже видел его,
Этот узкий серп…
А теперь он блестит
Над твоим могильным холмом.
Мацуо Басё — великий японский поэт, теоретик стиха, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайкай.
Родился в семье самурая. С 1664 в Киото изучал поэзию. Был на государственной службе с 1672 в Эдо, затем учителем поэзии. Среди современников Мацуо получил известность в первую очередь как мастер рэнга. Басё — создатель жанра и эстетики хокку. В его стиле — изящная простота, ассоциативность, гармония прекрасного, глубина постижения гармонии мира.
В 1680-е годы Басё, руководствуясь философией буддийской школы Дзэн, в основу своего творчества положил принцип «озарения». Поэтическое наследие Басё представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками: «Зимние дни», «Весенние дни», «Заглохшее поле», «Тыква-горлянка», «Соломенный плащ обезьяны», «Мешок угля», лирическими дневниками, написанными прозой в сочетании со стихами, а также предисловиями к книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс поэтического творчества. Поэзия и эстетика Басё оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и Нового времени.
Вишни в весеннем цвету!
Но я — о горе! —
Бессилен открыть
Мешок, где спрятаны песни.
О, сколько их на полях! Но каждый цветёт по-своему – вот высший подвиг цветка!
А я — человек простой!
Только вьюнок расцветает,
Ем свой утренний рис.
Беру кисть, пытаясь запечатлеть на бумаге свои чувства, но способности мои так ничтожны! Хочу отыскать слова, но сердце моё сжимается и, опершись на подлокотник, я только смотрю и смотрю на ночное небо. И мысли расплываются в бескрайних просторах Вселенной… И до меня доносятся отблески Света… с миллиардов звезд, с миллиардных расстояний… за миллиарды лет… О, безмерный мир Вселенной…